Финансовый уполномоченный выявил новые случаи неправомерного взимания платы за дополнительные услуги МФО
Практика финансового уполномоченного по рассмотрению обращений потребителей микрофинансовых организаций (МФО) выявила новые случаи неправомерного взимания платы за дополнительные услуги при выдаче и обслуживании займов, сообщил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.
В России с 1 января 2020 года действует новый порядок рассмотрения споров потребителей с МФО. До подачи иска к МФО потребитель обязан обратиться к финансовому уполномоченному, который рассматривает споры с размером требований до 500 тысяч рублей. Принятие и рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным бесплатно.
Из обращений потребителей финансовому уполномоченному следует, что некоторые МФО пользуются различного рода уловками для взимания дополнительных денег с клиента. «Самые распространенные случаи — это предоставление якобы дополнительных услуг за плату. Для этого используются различные юридические конструкции, например, с клиентом заключаются агентские или иные договоры в дополнение к договору займа, и фактически взимаются дополнительные средства за сам процесс оформления займа и за погашение займа», — говорит Воронин.
Так, в одном из выявленных случаев МФО предоставила потенциальному клиенту доступ в Интернете к сервису по подбору займа, на котором он заполнил заявление и с помощью которого впоследствии заключил договор займа. Этот сервис располагался на сайте, зарегистрированном на третье лицо, но при этом МФО признавала его своим официальным сайтом.
«Дело в том, что это был единственный путь, по которому потребитель мог получить заем от этой МФО, она установила безальтернативные условия процесса одобрения и выдачи кредитных средств. Взимание платы за сам процесс рассмотрения и выдачи денег является неправомерным. Другое дело, если бы этот сервис был дополнительной возможностью к бесплатным и привычным операциям по получению займа. Тогда клиент мог бы по своей воле им воспользоваться и заплатить деньги», — объясняет Воронин.
Еще одно обращение потребителя услуг МФО выявило неправомерную дополнительную платную услугу за перевод заемщиком денег в счет погашения кредита. МФО предоставила возможность погашения займа с использованием платежных банковских карт на официальном сайте этой организации, и сделала это платной услугой. При этом фактически все действия по организации платежа заемщика осуществлялись банковскими организациями, никаких действий кроме погашения задолженности по займу МФО в интересах заемщика не совершало. В результате при погашении задолженности жительница Санкт-Петербурга заплатила МФО дополнительно 780 рублей за такую услугу. Финансовый уполномоченный удовлетворил требования клиентки МФО и взыскал с организации указанную сумму.
Воронин отмечает, что затраты компаний на подобные сервисы, когда они становятся частью обязательных операций, без которых не состоится кредитование потребителя, должны учитываться в составе платы за предоставление займа (процентной ставки). «А взимание дополнительных комиссий с заемщика возможно лишь за те дополнительные услуги, которые представляют для него самостоятельную ценность», — заключил Главный финансовый уполномоченный.
За десять месяцев этого года финансовому уполномоченному поступило 591 обращение по спорам в отношении МФО. По результатам рассмотрения обращений финансовыми уполномоченными принято 114 решений по существу спора.